С правой стороны улицу замыкает четырехэтажный дом № 17, возведенный в 1869 г. по проекту архитектора В. Е. Стуккея.264 Вениамин Егорович Стуккей (1823–1898) – академик архитектуры, педагог, видный мастер эклектики, построил много жилых домов, особняков, занимался реконструкцией Горного института. Самое значительное его произведение – лаборатория Монетного двора и перестройка его мастерских (1879–1881 гг.). В 1903 г. дом № 17 перестроил архитектор Сильвио Амвросиевич Данини (1870–1942),265 много работавший в Петербурге и особенно в Царском Селе, погиб в блокадном Ленинграде. Его царскосельские постройки – яркая страница в истории зодчества этого пригорода.

Дом № 17, почти утративший сегодня свой первоначальный «песочный» цвет, оформлен лишь орнаментальным декоративным пояском над окнами 3 го этажа. Эти полуциркульные окна украшены сандриками с розетками между ними. Угол здания между 2 м и 3 м этажами акцентирован балконом. Надстроенный позже 4 й этаж отделен поэтажной тягой.

Напомним, что с противоположной стороны, на месте возведенного в 1940 е гг. современного здания под № 12–16 с невыразительным фасадом, который оживляют разве что 9 балконов, размещались дома № 12, № 14 и № 16. Первый из них, с 1860 х до 1918 г. принадлежавший фрейлине М. Н. Реммер, в 1861 г. сначала перестроил архитектор Н. М. Достоевский266 (брат писателя), а позже – архитектор Литейной части Х. Ф. Тацки.267

Последний дом на улице (№ 18), выходящий на улицу Некрасова под № 7, свой современный облик получил после надстройки и перестройки в 1895 г. по проекту инженера и архитектора Петра Ивановича Балинского (1861–1925).268 Плотный декор фасадов характерен для периода поздней эклектики конца XIX в.

Дом – четырехэтажный, серо зеленого цвета с двумя равновеликими фасадами, его цокольный этаж обработан рустовкой «под шубу», 2 й этаж оформлен крупным «бриллиантовым» рустом. Над его окнами архитектор поместил сандрики. Особо насыщен декором 3 й этаж, полуциркульные окна обрамляют изящные полуколонны с ионическими капителями, над ними – щиты с женскими головками. Узкие, парные полуциркульные окна 4 го этажа разделены пилястрами ионического ордера.

П. И. Балинский – в высшей степени интересная фигура в архитектурном мире, автор первых проектов отечественного метрополитена, предложенных в начале 1900 х гг. Министерство внутренних дел и Городская дума отказали ему в реализации смелых замыслов, и он в основном работал над сооружением крупных промышленных и медицинских зданий. Сотрудничал с В. М. Бехтеревым, занимался изобретательством, предпринимательской деятельностью, строил дачи, многочисленные жилые дома. Одновременно с перестройкой дома в Эртелевом переулке Балинский проделал подобную работу и в находящемся неподалеку доме № 33 на Литейном проспекте (впоследствии это главный есенинский адрес в нашем городе).

Таким образом, пройдя по улице Чехова, можно проследить эволюцию архитектуры эклектики за полстолетия. Губернаторская программа «Фасады Петербурга», которая затронула и эту улицу, после реставрации лицевых фасадов помогает заново открыть для нас их своеобразную красоту.